Главная » Информация » Пресса о нас » 2008 » Хорошо в 2001-м - хорошо поныне
Площ. комнаты, кв.м.
Мощ. усилителя, Ватт
Жанр музыки:

Хорошо в 2001-м - хорошо поныне

17 марта
 

В западном сопоставительном тесте - сабвуферы для тех, кто любит ЧП местного масштаба и выразительность гитарных риффов против тех, кто ценит катастрофу, когда бас-гитара разрывает ваше тело. Если вы относитесь ко второму типу слушателей - это ваш праздник. Если же к первому - что ж, вам откроется. Сабвуферы отобраны в тест по критериям лидерства в индустрии.  

Что такое сабвуфер? Это штука, воспроизводящая звуковые частоты почти за пределами слышимости, то есть порядка 20 Гц. Вибрации в домашних театрах находятся в пределах от 80 до 20 Гц, и их можно чувствовать. В этом ценность сабвуфера и театра: не слышать, но испытывать. SPL или уровень звукового давления в децибелах (дБ) определяет, насколько велики эти испытания. Ухо хуже слышит частоты после 500 Гц, и тогда SPL требуется больше дБ для донесения информации. В дряхлости или при потере слуха на производстве лучше всего слышен 1 кГц, что принимается за 0 дБ или точку отсчета. На 2 кГц слышимость ослабляется на 1-2 дБ, и т.д. В отношении сабвуфера тогда придется компенсировать уровень громкости на целых 30-40 дБ. Известная как кривая Флетчера-Мансона, эта спадающая характеристика оправдывает включение тонкомпенсации (лауднес) на 10 дБ, хотя многое зависит и от особенностей индивидуального слуха. Давление в помещении падает вчетверо, если отстояние слушателя от колонки удваивается. Оно падает в 9 раз, если утраивается. Это объясняется тем, что звук распространяется по окружности (имеет "круговую диаграмму направленности"). Удваивание звукового давления выражается как +3 дБ, а чтобы удвоить ваш "лауднес", придется дать +10 дБ.

Здесь действует логарифмическая зависимость. Ухо воспринимает каждые 3 дБ изменений в громкости. Сабвуфер, отыгрывающий тон 30 Гц на уровне 110 дБ, кажется вдвое более громким, чем когда уровень громкости составляет 100 дБ. Можно подхлестнуть мощность или добавить еще динамик - и на выходе получим +3 дБ. Однако, дополнительный динамик эффективен лишь, если он находится достаточно близко к основному динамику, чтобы взаимодействовать с ним. Ну и чем ниже частота, давления которой вы добиваетесь, тем больше мощности потребуется подать. Деля же эту НЧ еще пополам, вы для достижения этой сверхцели должны будете учетверить (!) длину хода диффузора динамика в корзине - то есть создать ему надлежаще широкий подвес. Так что длинна хода и особо крупный вуфер исключительно важны для хорошего сабвуфера.

SPL означает интенсивность, напряженность звукового поля как суммы многих звуковых волн. Оно измеряется на расстоянии слушателя в 1 м от динамика. Если принять рейтинг динамика за 120 дБ, то каждое удвоение вашего расстояния до динамика вычтет отсюда 6 дБ. Все в комнате оказывает свое влияние на SPL, поэтому многие мануалы мудро обходят эту спецификацию, а честные групповые сравнительные тесты - как нынешний - обретают смысл.  

Конструкция сабвуфера

Главный фактор - количество толкаемого воздуха. Оно задается площадью диафрагмы (диффузора), помноженной на длину хода. Понятно, что нужен достаточно большой ящик, но в принципе - чем больше масса воздуха, тем ниже тон и громче саб. Чем однако длиннее ход - тем опаснее нелинейные искажения: грязный неуклюжий звук. Крупные динамики - предпочтительны, так как эффективно компенсируют длинну хода маленьких динамиков. Итак, величина и число динамиков, длинна хода, подаваемая мощность встроенного усилителя, наличие фазоинвертора... Все это работающие факторы.

Я считаю, что сабвуфер прост, и ошибки инженера практически исключены. Важнее то, что владелец сделает с сабом: может, врежет его в дверь? Характеристики в мануале на конкретный саб бессмысленны, так как у вас в комнате они будут иными. Наш тест опирается на комплект чутких измерительных приборов, продуманное - близкое к бытовому - расположение в типичной комнате.  

Что оценивается в сабвуфере

Атака как способность придавать живительные вибрации записанной музыке. Мы смогли выразить этот достаточно субъективный аспект как давление 70 дБ на 20 Гц. Мы отслеживали сигнал в других точках, повышая уровень на 10 дБ. Неравномерности в графиках для разных участников теста в целом схожи и объясняются, конечно, комнатными резонансами. Кстати, эквалайзер может сгладить эти графики.

Субъективное восприятие здесь имело смысл, поскольку демо-материал включал тон 5 Гц, который чуть ли не вздыбливает паркет на полу и на который реагируют лишь лучшие из лучших моделей сабов... Известный DVD "Матрица", глава 15 49:00 "Я владею кунг-фу", провоцирует сабвуфер на 20 Гц - синтетический бас плюс большой барабан создают рокот, который озвучивают лишь лучшие сабы. Когда Нео валится на пол, вас пихает в грудь... DVD классической музыки "Fantasia 2000", глава 2 "Symphony No.5": переходные частоты здесь незамутненные и гладкие, незаметные. Хороший саб не выказывает никакого напряжения, пропуская через себя эту мощь. Он растворяется в звуке основных колонок. Здесь не исключено, что придется подрегулировать уровень громкости на сабе... Музыкальный компакт-диск Sting "A Thousand Years / Brand New Day": интро дается сабам с трудом. Трек исключительно сложный, неоднократно уходящий в 20 Гц. Если в грудь не пихает, значит саб или ленится, или искажает.

Klipsch Synergy KSW-15

Почему мы включили KSW против гораздо более дорогих и навороченных участников? Причина 1: надо знать, насколько это приобретение превышает свою цену и всяческие ожидания. Действительно, зачем платить $2000, если можно 500? При 15"-динамике да с 800-ваттным усилителем этот "Клипш" достойно представляет весь ценовой диапазон. 

Поведение: при условии пикового SPL 106 дБ на 64 Гц, это подарок. График демонстрирует резкий спад после 30 Гц, что означает: чистое воспроизведение неслышимых запредельных вибраций осуществимо на малой и средней уровнях громкости. Опасный 5-герцовый рокот не вызвал срабатывания защиты на сабе. Что до максимальных значений громкости, то низшие оркестровые "движения", падение тел в драке и SPL 106 дБ даются не без труда. На любых же средних и малых уровнях давления саб передавал тот самый реалистичный толчок и слышимо-ощутимые низшие тоны, ради которых существует категория и проводится этот тест. То же касается "бочки" в составе симфонического оркестра. Важно, что саб сохранял этот безукоризненный баланс на мизерной, начальной громкости.

Фактор атаки: 1.7 (87 дБ / 20 Гц).

Комментарий: отлично для большинства жилых помещений и систем (включая собственную ценовую категорию). Экстраординарные, огромные и архи-дорогие залы и системы - несвойственное этой модели амплуа.

SVS CS-Ultra

$2295 за спаренный одноканальный сабвуфер цилиндрической формы с крупными динамиками, направленными вниз и портами с противоположной верхней стороны. Нет: переключателей фазы и кроссовера. Вход: только линейный. Приданный усилитель мощности в отдельном корпусе, мощностью 1000 Вт, незаменим на иной, при этом - чувствителен к "шумам" в системе питания дома и в работе зависит от бытовых или иных агрегатов, которые подключены к сети питания. К таким относится даже (сертифицированный по питанию) ноутбук, который в тесте спровоцировал усилитель саба на невыносимый шум. Радикальнее всего для такой аудио-системы - питание в 20 или 30 ампер. Капризность конструкции саба предполагает и приобретение эквалайзера для аккуратного выравнивания отдачи в комнате.  

Первый отслушанный образец произвел наибольшее впечатление на 20 Гц, звучал без грязи, с какой-то звериной агрессией.

Поведение: пиковый SPL 118 дБ / 30 Гц и 108 дБ / 16 Гц. На 20 Гц саб на 23 дБ громче, чем на 16 Гц, а на 30 Гц он на 15 дБ громче. Я не смог установить пределы чистой громкости саба по причине клиппинга, в который вдруг вступил усилитель. Жестокого призвука порта в тесте не замечено, хотя ниже 20 Гц он слышимо проявляется.

Фактор атаки: 3.9 (110 дБ / 20 Гц).

Комментарий: рокот и вибрации от работы саба - как будто на плоту. Звук громкий, чистый, глубокий, сильный, падения тел в драке и синти-басы переданы - даже соседям. Основные колонки в тесте, Klipschhorn, потребовали подстроить кроссовер на сабе, и этот тандем дал хорошее воспроизведение классики на высших уровнях громкости, хотя CS-Ultra уступает "Велодайну" HGS-18 по аккуратности и окрашивает партии гармониками сигнала. HGS-18 имеет серво-датчик обратной связи, убирающий такие гармоники.

Atlantic Technology 372-PBM

$1399 - простой дизайн с гейном, выбором фазы и частоты кроссовера, входами low/high, и прямым трактом. Джентльменский набор для референсной модели. THX-ceртифицированный вперед-направленный 15" вуфер в закрытом корпусе с 275-ваттным усилителем. Саб установлен для прослушивания в углу комнаты.  

Поведение: пиковый SPL 111 дБ / 56 Гц, что не так плохо. К сожалению, саб портачит внизу на порядка 30 Гц. Слышимая "искажуха" поперла сразу после 40 Гц, хотя до 40 саб очень убедителен. Он опережает средний показатель теста на 10 дБ по уровню громкости на участке 40-75 Гц.

Фактор атаки: 2.0 (90 дБ / 20 Гц).

Комментарий: на 5 дБ обставив KSW по 20 Гц, саб поотстал по части чистоты воспроизведения. Но и не "вырубался" от перегрузок. Воспроизвел 5 Гц на всякой, кроме предельной, громкости. Там же наблюдались редкие неприятные щелчки. А толчки в драке удались с быстротой и аккуратностью. На "полной катушке" пошли искажения и "каша" вместо вибраций, но переходные частоты не теряли силы... в целом. Низшие ноты в симфонии не дались. На поп-музыкальном CD ультраниз, вкупе с "бочкой", был приемлем только на малых громкостях. В общем, двойственное впечатление: неплохой удар, но мягковаты переходы. CD идет приятно, но не слышно самого "дна".

Velodyne HGS-18

$2995 - немало. "Весит" ли столько 18" вуфер, премиленький 1350-ваттный цифровой усилитель по схеме switching общим весом около 30 кг? Горящие диоды и броский лакированный вид могут отвлекать взор отражениями и бликами при просмотре кино. Все управление, включая особенность - НЧ-фильтр, вынесено назад. Серво-контроль (электрическая схема коррекции собственных искажений) сказывается в пониженном SPL против "обычных" сабов в тесте. Не искажает и не медлит с реакцией на сигнал. Может, бесстрастен, но - в отличие от SVS - на пределе своих возможностей он не паникует и не предает звук.

Поведение: с пиком SPL 113 дБ / 55 Гц и 101 дБ / 20 Гц, это грохочущий саб. Разброс на полосе 15-40 Гц всего 6 дБ. Может, отстал по общей громкости, но тряс пол исправно, не проявлял гармоник. Чистенько и аккуратно играющий саб во всех отношениях. Очень высокий уровень громкости и звукового давления.

Фактор атаки: 3.1 (101 дБ / 20 Гц).

Комментарий: 5 Гц и весь "сложный" диск тонов отработан честно. В целом чище модели SVS, хотя и без зверства. Транзиенты и драка на 2-м диске теста - тоже аккуратнее, правда, с иной глубиной. Удар по голове передается скорее как удар в грудь. На симфонии рафинирован, локализован по инструментам оркестра. Отлично сочетается с "Клипшхорнами", хотя и несколько маскируется на крещендо. На CD играет очень чисто, хотя и тиховато, неконкретно, маслянисто по транзиентам (переходам).

Klipsch Reference RSW-15

Цена примечательна: $1800. Возможно, наиболее красивая модель в тесте. Если точнее, умереть - не встать. Медные конуса динамиков гипнотизируют ценителя.

Новый (на момент теста) саб фирмы Klipsch оснащен 2400-ваттным усилителем в схеме BASH, который нагружен на 15" вуфер и 15" пассивный излучатель. Спецификации и каста (серия) говорят сами за себя. Включив саб, я сразу нашел его звук акцентированным после 60 Гц. Тогда я попробовал разные местоположения в комнате, и - отстоя от угла на 30 см - я был удовлетворен слышимо линейным звуком. 

Звучание перехватывает дух. Хотел бы я такой подарок на день рождения. Не крушит высокие уровни SPL 20-герцовыми нотами, как некоторые, но общее поведение на материале выше похвал. Этот саб управляется с музыкой прекрасно - несколько лучше, чем с саундтреками триллеров.

Поведение: По графику подъем на участке 70-120 Гц мог быть следствием нелучшей установки. Потом саб примерно равнозначно повел себя по "обе стороны" от частоты 30 Гц. Я решил, что спад в районе 30 Гц дает право оценить фактор его атаки как 2.4. Надо признать, что саб отыгрывал всякий материал, который я швырял ему, но я бы не назвал сие "основательностью <30 Гц". За этим исключением, все звучало основательно и четко - слов нет. На фирме Klipsch постарались: выпустили модель, которая точна и чиста, как, например, HGS-18, если не считать эти самые 30 Гц. Модель RSW безусловно выигрышна на музыке, придавая рок-материалу особенную живость, а классике - прелесть. Если б я выбирал сабвуфер для музыкальных записей и уже во вторую очередь для домашнего театра - им бы стал RSW. Так что теперь читатель видит: каждый сабвуфер в данном тесте может оказаться предпочтительным для того или иного покупателя.

Фактор атаки: 2.4 (93 дБ / 20 Гц).

Комментарий: 5 Гц тест-сэмпл и прочие "трудные" тоны отыграны референсным "Клипшем" чисто, без крушения стен вокруг. Саб ни разу не проявил искажений, а в вибрациях и рокоте на тест-диске доминировали частоты 60-80 Гц. Драка и эффекты на диске 2 - отлично, чисто, но не шибко громко, без нажима в районе 20-30 Гц. Диск 3 - поистине великолепно. Хотя низшие ноты симфонии могли быть убедительнее, остальные переходы в симфонии - просто отлично. Когда надо отыграть музыку чисто, "Клипш" выходит в лидеры теста. Напомним, что большие модели сабов сильны в чем-то конкретном, но не во всем абсолютно. Ну а недорогие модели целиком зависят от добротности своего исполнения... Наконец, на музыкальном CD данный "Клипш" воспроизвел все нюансы окаянного интро Стинга и в целом увлекательно отыграл номер, разве что не содрогнув атмосферу. Саб исключительно убедителен и привлекателен. 

Сanton AS 300

$1800 за симпатичный ящик с динамиками по обе стороны и платформой, изолированной резиновыми ногами. Это саб вдвое меньшего размера против KSW-15.

Поведение: большинство "трудных" тонов и эффектов под 30 Гц начисто срезаны. Саб очень хорошо управился с верхним мид-басом на соответствующем материале, но не догнал модель KSW по частоте 20 Гц. Драку саб передал как-никак, но не смог поднять SPL достаточно высоко. Он оказался музыкальным сабом с хорошими переходами и согласованностью в системе. На референсном уровне 100 дБ он не справлялся с заданием, но умеренный уровень 80 дБ давал спокойно. На диске 4 ему недоставало убедительности, основательности, но по крайней мере он избегал искажений. 

Фактор атаки: 1 (80 дБ / 20 Гц).

Комментарий: хороший саб для маленьких комнат и для обретения общего языка с женой.

Заключение

Кто же победитель теста? Все и каждый. Каждая из особей сделает честь вашему домашнему театру. Некоторые раскрываются на высших уровнях давления, но тогда и стоят существенно больше. Если вы за чистоту и музыкальность - трудно будет отдать предпочтение то ли Klipsch RSW, то ли Velodyne. Если же излучение саба должно непременно карежить ваш пол - то SVS может отвечать требованиям. Если вы отдали небольшую комнату под многоканальное аудио, то самые большие динамики - не выход. Canton и Atlantic Technology опираются на малую площадь пола и не грузят своим звуком.

Комментарий В.Елбаева по тесту

Уважаемый американский автор столь же непредвзят в теории, сколь предвзят и увлекаем в тестировании – что в целом хорошо. Автор явно любит музыку и сабвуфер в ней. Посему целый ряд «огульного охаивания» одних участников и «осанн» других - был изъят в изложении теста. Перед читателем теста остается извиниться за остаточные несуразности, которые нельзя вычистить, не лишив материал оригинальности. На наш взгляд, модели, которые тестировщик явно протежировал в лидеры, просто провалились из-за инженерной несостоятельности. И наоборот: самому опытному и мудрому разработчику Klipsch трудно отказать в первенстве. Измерения здесь не диктуют, а лишь иллюстрируют слуховые впечатления. Впрочем - решай, народ!

 

Вернуться к списку новостей